Крещение праздник

водоосвящение в реке

Крещение в Иордане

Иоанн Креститель первый совершал обряд крещения на реке Иордан.

Праздник водосвятия - Церемония освящения воды

Христианский праздник Водосвятия очень почитают в Болгарии. В день Богоявления вспоминают о крещении Иоанном Предтечей Иисуса в реке Иордан.

В народе именины в эту дату отмечают люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана. В храмах торжество Богоявления проходят особые службы, после которых прихожане во главе со священниками идут к водоемам, где происходит крещение и обряд погружения креста в воду.

Обряд водосвятия в Болгарии привлекает множество народа. Всегда находятся смельчаки, готовые прыгнуть за крестом в холодный источник, так как это считается богоугодным поступком и приносит благословение, здоровье и удачу на весь год. По народным поверьям, если брошенный в источник крест замерзнет, то можно в текущем году ожидать отменного урожая.

Существовал в болгарских селениях так же обычай до восхода солнца отправляться к колодцам или речке, и окроплять этой крещеной водой домашние иконы и омывать свое лицо.

В некоторых деревнях была традиция в день водосвятия бросать в водоём, женившихся в этом году, для счастливой и благополучной жизни. В Болгарии праздники Богоявления и Иванов день народ стал называть «Водицы» из-за ритуалов, связанных с водой и крещением. В различных областях Болгарии есть и свои местные названия – Крестов день, Водокрести.

Христианский Церковный Обряд Освящения Воды

Богоявление в Болгарии еще называют «Иорданов день» по одному из главных библейских событий. В этот день Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в реке Иордан.

Во время обряда небеса открылись и на Иисуса спустился Дух Святой в образе голубя и был слышен Глас Божий : «Это мой сын возлюбленный, в котором мое благоволение!». В народе существует поверье, что в ночь на торжество Богоявления, небо открывается и тот, удостоится увидеть Всевышнего, получит благословение во всех земных делах.

Крещенскую жидкость считают святой и обладающей большой целебной силой. Некоторые, в праздник Крещения Господня, крестят в освященном источнике своих детей. Всегда находятся верующие, которые решительно и смело, несмотря на зимний холод и стужу, бросаются в ледяной водоём вслед за крестом, брошенным священником, так как считается, что нашедший его обретет здоровье и удачу на весь год.

После того как Крест господень торжественно вынимают из источника и передают снова в руки священнику, священник окропляет всех присутствующих святой крещенской живительной влагой. Больные стараются искупаться в источнике, где был погружен крест, чтобы укрепить свое здоровье.

В небольшом болгарском городе Калофер, где проживает немногим более 3000 тысяч человек, уже 200 лет подряд жители своеобразно, с национальным колоритом, отмечают праздник Богоявления.

Кроме традиционного крещения и погружения креста в источник, мужская часть населения устраивает прямо в водоёме «мужское хоро», болгарский народный танец, олицетворяющий собой стойкость болгарского народа в борьбе за независимость против турецкого владычества.

В этих краях болгары воевали с турками под предводительством Калифера-воеводы, известной личности в истории Болгарии.

К празднику Богоявления в городе Калофере готовятся заранее. Неженатые мужчины перекрывают реку дамбой, а затем небольшими группами дежурят, чтобы дамбу не размыло, а река не замерзла (тогда до утренней церемонии лед разламывают кольями).

Чтобы подкрепить себя мужчины, пьют красное вино, подогретый крепкий домашний спиртной напиток с медом - ракию, и едят жареную свинину. К утру собираются жители города, чтобы стать свидетелями освящения воды и погружения креста в воду.

Примерно 100-150 мужчин, стоя по грудь в ледяной воде, образуют хоровод и поют народные песни, прославляющие мужество и стойкость болгарского народа. Танец сопровождается музыкой оркестра народных инструментов, состоящий, обычно, из барабанов, волынок и кавалов – болгарской пастушеской флейты.

В православной Греции обряд Крещения Господня отмечается, как государственный праздник Он является выходным днем, так как церковь в этой стране не отделена от государства.

По установившийся традиции, во время праздника Крещения Господня, устраиваются торжественные шествия с иконами и крестами при участии духовенства, представителей местной власти и граждан.

Под звуки оркестра и звон колоколов шествие направляется к водным источникам, где происходит освящение.

При Церемонии освящения вод или Водосвятия священнослужители бросают крест в море, реку ,озеро или в другой водоем. Так как торжество приходится на зимний период, источник обычно бывает очень холодный.

Но это не останавливает желающих смельчаков прыгать вслед за святым крестом, чтобы поймать его. Тот кому это удается, становится героем дня и, как считают, обретает благословение небес.

В портовом городе Пирей происходит главная церковная и государственная церемония Водосвятия в Греции. В сопровождении военных моряков и военного оркестра, священнослужители несут по набережной порта к месту проведения благодарственного молебна и освящения, главный крест из дерева, покрытый слоем серебра, а также святые иконы.

Военные корабли становятся полукругом к причалу и гудками сопровождают погружение креста в водоём. С военных кораблей в холодный источник зимой, прыгают самые смелые пловцы и, по очереди поцеловав крест, выносят его на причал церковнослужителям.

Привлекать корабли военно-морских сил Греции на Крещение Господне стало традицией, так как считают, что освящение моря придает морякам силы и благословляет морские пути.

Богоявление начали отмечать еще во времена раннего христианства. Упоминания о Празднике Богоявления найдены уже в первых постановлениях Апостолов. До 5 века н.э. праздник Крещения и Рождения Христова были объединены и праздновались 6 января, как праздник Богоявления.

С заменой юлианского календаря на григорианский, праздник Рождества Христова перенесли на 25 декабря, положив этим начало рождественским святкам, которые заканчиваются Навечерием, названным так по проводимым церковным службам накануне торжества Сочельника и Крещения.

Название Сочельник связан с традицией верующих христиан готовить в этот день особое постное блюдо из вареной пшеницы, мака, орехов и меда, названное «сочиво».

Чтобы пребывать в святости накануне Богоявления, церковь установила после святок день поста. В день поста, так же как и в Рождественский сочельник, верующие, после утреннего богослужения, не едят до выноса свечи, освящения и причащения крещенской водой.

Торжественный Обряд Водоосвящения служит праведным христианам напоминанием о Крещении Господнем в реке Иордан на Святой земле, освящении водной стихии погружением в нее Богочеловека - Иисуса Христа. Освященная одинаковым чином, вода на праздник Богоявления и накануне Крещенского Сочельника, называется Великой Агиасмой, или крещенской водой, и обе равны по святости.

Традиция совершать освящение воды в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления возникла с 12-13 века, после постановлений Иерусалимского устава и связана с обычаем крестить новых приверженцев христианской веры - «оглашенных»

Первое Великое водосвятие совершалось в стенах храмов, во время церковной службы Навечерие, где оглашенных крестили, а на Богоявление христиане отправлялись к Иордану, чтобы пройти обряд крещения погружением в реку.

Этот обычай водоосвящения, на заре христианства, до 5 века был только на Святой земле, где Иерусалимская церковь постановила христианам выходить к реке Иордан, месту,где был крещен Иисус.

С распространением христианской веры «Иордань» начали устраивать в местах, где были любые подходящие водные источники. После освящения крещенская вода считается святой и в течение длительного периода не портится.

Освященной жидкостью верующие стараются запастись на год - ее приносят домой, хранят возле святых икон и используют, как исцеляющую при болезнях.

На Руси крещенская вода пользовалась особым почитанием в народе. Ей окропляли храмы, жилища, хозяйственные постройки. Её применяли в особых церковных обрядах, при молитвах и лечении от многих недугов.

В традиции русских православных христиан было отправляться всей общиной крестным ходом к месту крещенской проруби, где устраивали массовые погружения в источник.

Обычай таинства соприкосновения с освященной жидкостью остался одним из любимых в русском народе и, к большому удовольствию многих, почти повсеместно возродился в наши дни.

рекаСвященная река на Ближнем Востоке